Активные действия начинаются с желания. Человек чего-то хочет и непременно стремится это получить: голод, холодная погода или сутки в одиночестве подталкивают к действиям. Съесть горячий суп, завернуться в плед и поболтать с другом – вот первые шаги. Потребность в чем-то – причина всех наших действий. Дети не исключение.
Психологи определили ряд базисных потребностей, которые присущи ребенку с рождения. Знание этих потребностей поможет лучше понять поведение ребенка.
как понять поведение ребенкаПо природе дети любознательны, это потребность познавать мир вокруг, которая причиняет беспокойство родителям. Дети разбивают чашки или опрокидывают тарелки, или засовывают пальцы во всевозможные щели.
Естественная потребность в самосохранении оберегает ребенка от незнакомцев и опасных с виду животных, заставляет громко кричать, если становится страшно, звать на помощь взрослого защитника.
Потребность в общении не дает ребенку оставаться долго в одиночестве.
Потребности в росте и развитии подталкивают ребенка изучать новые предметы и получать знания об окружающем. Опыт с пустышкой, которую подключили к экрану телевизора, показал, что уже с двух месяцев дети стремятся к информации. Малыш понимал, что сосание соски активирует экран, и начинал сосать безостановочно. Притом, что он был сыт.
Потребность в положительной самооценке, похвале от мамы, подталкивает повторять действия, вызвавшие одобрение взрослых.
Потребности в свободе и самоопределении с младенчества вызывают недовольство малыша, когда его не пускают на высокую горку или не разрешают есть грязный папин ботинок.
Когда потребность удовлетворяется, происходит её конкретизация. Малыш как чистый лист. Он еще не знает, что за чувство испытывает, тем более, как это чувство унять. Особенно, если чувство причиняет беспокойство. Например, мама ушла из комнаты и оставила малыша в кроватке. Так она делает не в первый раз, и ребенок ждёт её возвращения. Время проходит, и мама задерживается дольше, чем обычно. Появляются чувства одиночества и тревоги. Инстинктивно ребенок начинает плакать, звать на помощь, и тогда мама приходит. Малыш успокаивается и понимает, что так утешилось желание пообщаться. Сформировалось правило, по которому впредь, когда снова появятся тревога и одиночество, он позовет маму или папу. Таким образом у ребенка появляется мотив.
Мотив одновременно побуждает к действиям, как в примере выше – начать кричать. Задает направление этих действий – звать маму упорно, пока она не придет. Наполняет их смыслом – удовлетворить потребность в общении. Понимание мотива действий помогает понять почему или ради чего человек поступает так или иначе. Со временем мамы распознают мотивы по одному лишь тону детского плача. Капризный это плач или признак серьезного дискомфорта. По мере взросления появляется больше потребностей. Например, потребность в развитии мотивирует детей задавать много вопросов о том, зачем, почему и как в мире всё устроено.
При этом мотивов может быть несколько. От интереса к новой коробке в коридоре до желания узнать, будет ли мама в настроении разрешить мультики или дать конфету.
Поэтому, если поведение ребенка не объяснить, и вы в замешательстве, подумайте и поймите, какая из потребностей лежит в основе поведения. Что мотивирует ребенка вести себя конкретным образом. Когда базовая потребность выяснится, обнаружится мотив, вы найдете способ помочь и себе и малышу.
Читайте так же
Как оторвать ребенка от компьютера
Как правильно говорить комплименты
Как сделать девушке предложение выйти замуж
Что делать если скучно
5 способов обеспечения безопасности ребенка в интернете
Источник https://smartxlife.com информационный портал [URL='http://smartxlife.com'[/URL]
Комментарии: