Возрастные кризисы у дошкольников

22 ноября 2011 - звезда
article255.jpg

Услышав выражение «возрастной кризис» большинству из нас вспоминается словосочетание «сорок лет». Про возрастные кризисы у дошкольников говорят мало, многие родители воспринимают изменившееся поведение малышей просто как баловство, которую многие годы «лечили» ремнем. Но не стоит сразу хвататься за «исторически проверенный способ», конечно, не все так просто, но и не так сложно как кажется.

 

На собственном опыте родители, бабушки и дедушки знают о детских кризисах 1, 3 и 7 лет. Непосредственность, импульсивность, ярко выраженная эмоциональность, чрезмерная активность и любознательность характерны для дошкольников. Эти черты, которые у взрослых давно прошли, вызывают постоянное желание у родителей воспитывать своего малыша. Но чтобы такое воспитание пошло на пользу и вам и ребенку необходимо не просто настаивать на своем «взрослом» решении и мнении, Вам следует понять и природу детской психики и закономерности ее развития. 

 

Психологи отмечают, что развитие ребенка – это ни что иное как постоянный переход от одной ступени возраста к другой, который связан с изменением и перестроением личности ребенка. Итак, кризисы чередуются со стабильными периодами.

Спокойные периоды в развитии дошкольников: 
- от рождения до года; 
- от года до трех лет; 
- от трех до семи лет.

 

Каждый стабильный период заканчивается кризисом. Так зачем же они нужны? 
Дело все в том, что до конца каждого стабильного периода у ребенка должна сформироваться определенная черта характера, которая поможет малышу полноценно развиваться в следующем периоде. Если данная черта не развита (или сформирована неправильно), то личностный рост ребенка начинает тормозить, что может привести к комплексам и нежелательным чертам характера.

 

Что же это за черты? 

1. К концу первого года жизни у малыша должно сформироваться «базовое доверие», то есть ребенок ощущает доверительные отношения к матери и окружающему миру. В дальнейшем данная черта поможет активно и без боязни осваивать новый мир. Для малыша добрые все, он не ощущает опасности, и поэтому не удивляйтесь, если он будет пробовать все на вкус и залазить в недопустимые места. Кризис первого года начинается, когда ребенок постоянно убегает, не слушается, хватает все подряд и т.д. 

2. До трех лет у малыша должна сформироваться «самостоятельность», то есть способность осуществлять действия самостоятельно, без мамы. Знаменитое «Я» приходится именно на этот период. Самостоятельность позволяет ребенку активно отстаивать свою позицию и иметь собственное мнение. Ребенок требует к себе равного отношения. Это вызывает бурю негодования у родителей, ведь трехлетнего малыша сложно назвать взрослым и дать ему полную свободу действий и самостоятельность не всегда возможно. 

3. До семилетнего возраста у дошкольника формируется «инициативность», то есть способность фантазировать, предлагать свои решения в различных вопросах и действовать в указанном направлении для реализации своих задумок. По-другому инициативность выражается в познавательной активности, в желании узнать что-то новое. Кризис начинается, когда малыш идет в школу с несформированным познавательным интересом, ведь ему приходиться делать «скучные, непонятные и ненужные» задания. Родителей удивляют изменения в характере ребенка. На самом деле у детей просто появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают ребенка устраивать. 

 

Ребенок готов перейти на «новый уровень», но часто сами родители оказываются неготовыми к этому и всячески стараются удержать малыша на предыдущем этапе отношений. 


Возрастной кризис – это не причина негативного и порой бунтарского поведения ребенка, это только проявление и симптомы того, что ребенок взрослеет, а родители не готовы подстраиваться под новые потребности своего чада.

 

  

Рейтинг: 0 Голосов: 2 3080 просмотров
Комментарии Сайта (0)
Комментарии Вконтакте

← Назад